Вода – это так же хорошее и доступное пособие для рассказа дошкольникам о трех агрегатных состояниях вещества. Для игр с водой пригодятся тарелки и чашки разных размеров и форм, бутылки, тазики, форма для льда, а проще говоря, все, во что можно налить жидкость, а так же хорошее настроение и позитивный настрой на уборку после веселых занятий.
Водичка, умой мое личико
Начинать играть уже можно во время умывания. Ласково умывайте лицо малыша и приговаривайте:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Водичка-водичка,
Умой <имя ребёнка> личико,
<Имя> кушал(а) кашку,
Испачкал(а) мордашку.
Чтобы <имя> был(а)
Чистым(ой) всегда,
Помоги, водичка,
Умыть <имя> личико.
Со временем, ребенок выучит эти прибаутки наизусть, а, как известно, заучивание стихов наизусть способствует развитию памяти, увеличение активности мозга, обогащению словарного запаса.
Фонтан
Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг. Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.
Бассейн
Налейте таз с водой, это будет бассейн для кукол. Приготовьте пластмассовых пупсиков, пустите пупсиков в «бассейн»: «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»
Озеро
Теперь таз с водой превращается в «озеро», в котором живут, плавают рыбки или уточки: «Какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Это мама утка, а где же ее детки?!. А вот они - маленькие утята. Мама утка говорит: «Кря-кря-кря! Дети, плывите за мной!» Вот мама утка и утята вышли на берег пощипать свежую травку». Историй может быть много и с разными героями. Рассказ таких историй способствует развитию речи и фантазии, а если малыш еще не разговаривает, то вовлеченность в историю, имитация звуков воды и животных может ускорить процесс освоения разговорной речи.
Купание куколки
Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, обсуждая эти действия с малышом: «А сейчас будем кукол купать. Нальём в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?..» и т.д.
Имитация таких бытовых действий способствует развитию вовлеченности ребенка в бытовую жизнь семьи, так же ролевые игры помогают пережить ту или иную ситуацию в игре и в дальнейшем обсудить ее с ребенком.
Переливание воды
Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из- под крана: «Вот потекла водичка. Была пустая бутылочка, а теперь полная». Если ребенку около 3 лет, то можно попробовать ввести термины «наполовину полная», «полупустая». Переливайте воду из одной посуды в другую.
Перелей из тонкого в широкое
Возьмите бутылку (или кувшинчик, игрушечная лейка и т.п. – что найдете), глубокую тарелку (миска), поднос (для того, чтобы подставить на него бутылку и миску) и тряпку (чтобы при необходимости протереть воду).
Для того, чтоб занятие стало интересным можно ее подкрасить. Сначала необходимо наполнить один из сосудов, затем увлеченно, но медленно и аккуратно продемонстрировать, как перелить воду в другой сосуд, затем обратно в первый. После этого, предоставьте возможность сделать это ребенку. У него все получится, не спешите вмешиваться!
Данное упражнение без сомнения способствует развитию аккуратности, спокойствию, координации движения.
Переливание с промежуточным звеном
Исходный материал тот же, но добавляется мерный стаканчик.
Перелейте цветную воду из бутылки в мерный стаканчик. Затем перелейте в одну из банок. Снова в стаканчик и потом в другую банку. Такие сложные действия необходимы, чтобы увидеть, что одно и то же количество воды в разных формах распределяется по-разному. Во время игры можно обсудить такие вопросы:– «Где воды больше?» «Где поровну?» и т.д.
Волшебная губка
Для данного занятия-игры понадобятся две тарелки, кружка (или игрушечная лейка), губка и поднос.
Необходимо налить из кружки немного воды в тарелку, затем опустите в эту тарелку губку, после того, как губка впитает в себя немного воды, поднесите губку над другой тарелкой и отжимайте ее досуха! Так можно перенести всю воду из одной тарелки в другую. Постарайтесь, чтобы вода не капала с губки на поднос, а была вся перенесена на другую тарелку. Если все же вода окажется на подносе – не беда, терпеливо, с улыбкой соберите губой воду и отожмите ее в тарелку.
Как вариант, можно специально разлить воду на поднос и собрать ее на тарелку!
Во время выполнения этого задания, как собственно и всех остальных, не вмешиваться в действия ребенка, у него все получится!
Рыбалка
Для игры понадобятся: ложка с длинной ручкой, половник, дуршлаг (или большая ложка с отверстиями), миска, мел и разнообразные мелкие предметы из пластмассы (пуговицы, фишки, мозаика, шарики, игрушки-киндеры).
Миска – озеро, мелкие предметы - это будут наши рыбки. Для того, чтобы заселить рыбок в озеро возьмите тремя пальцами одной рукой предмет и бросьте его в миску-озеро, а теперь другой рукой. Далее то же самое должен сделать малыш. После того, как озеро наполнили, начинайте рыбалку! Ловить можно сачком, а сачок – это наша рука сложенная соответственным образом. Поймать рыбу можно удочкой, удочкой может быть половник или ложка.
Играйте вместе со своим ребенком, но не забывайтесь, ведь познает азы малыш, а значит ваша главная роль – это продемонстрировать движение и увидеть, как здорово это получается у вашего ребенка!
Игры со льдом
Льдинки
Лед необходимо приготовить заранее - вместе с ребёнком заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лёд и выдавите из формы в мисочку: «Вода замерзла - стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке: «Льдинка холодная, а ручка теплая - давай зажмём льдинку в ладошке. Водичка капает - это лёд тает и превращается в воду».
Можно приготовить разноцветный лёд, добавив в замораживаемую воду краски.
Льдинка тает
Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне! Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В воду!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
Ледяные фигуры
Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет и т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.
Сосульки
Зимой на прогулке обращайте внимание ребёнка на заледеневшие лужи, сосульки, сугробы и т.д.
Вода и краски
Раскрашиваем воду
Вам потребуется акварельные краски, кисточки и несколько прозрачных стаканов (можно пластмассовых). Стаканы наполните водой и расставьте в ряд на столе. Кисточку обмакните в один из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную – разведите в одном из стаканов. Необходимо постараться привлечь внимания ребенка, комментируя свои действия и внеся элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Что же получилось? Смотри, как красиво!».
Краски вперемешку
Смешивая краски можно получить множество новых цветов.Создавать цвета можно разными способами:
- можно сливать воду разных цветов в одном стакане,
- поочередно обмакивать кисточку с нанесенными разными цветами в стакане с чистой водой,
- можно использовать палитру и смешивать краски на ней.
Таким образом, из жёлтого и красного цветов можно получить оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.
Рисование на мокром листе
Рисование акварелью на мокром листе – процесс очень увлекательный, может подарить ребенку незабываемые ощущения. Вам понадобиться кленка, которую следует постелить на стол или пол, мокрый лист бумаги (его можно намочить кисточкой или обмакнуть в тазике с водой), кисточки и акварельные краски. Лит бумаги должен плотно лежать на поверхности клеенки, окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге, можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона. Фантазируйте и экспериментируйте с разными цветами!
Накрываем на стол
Можно накрыть для игрушек импровизированный стол. Расставить стаканы, усадить кукол, мишек, зайцев и угостить их напитками: белая водичка- молоко, коричневая – чай, красная – компот, оранжевая – апельсиновый сок и т.д. «Как красиво! И как вкусно!»
Источник: Детский городок