Адаптация к детскому саду - сложности и решения

Оценка материала по отзывам: 5.0 из 5 . Всего голосов: 1
Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?! Хорошо ли детям в детском саду?! Такие вопросы задает себе любой родитель, отдавая ребенка в детский сад.

 

Ребенок и детский сад

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?! Хорошо ли детям в детском саду?! Такие вопросы задает себе любой родитель, отдавая ребенка в детский сад. Для многих детей этап знакомства с миром, где он остается один на один с проблемами, которые до этого решали за него родители, становится непростым. В детском саду ребенок вынужден самостоятельно строить общение со сверстниками, здесь он не может быстро прибегнуть к защите, малыш может заскучать и почувствовать себя неуютно без совета и ласки близких. И надо сказать, далеко не все дети готовы к этому событию.

Но, тем не менее, каждому ребенку рано или поздно придется учиться жить среди других людей. В детском саду проходит этап «социализации» - ребенок учится взаимодействовать в коллективе, приобретает опыт общения и понимания других людей, способность не теряться, необходим для всех. Поэтому вопрос скорее стоит, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка.

Трудно адаптироваться к детскому саду ребенку и еще потому, что от него требуется перестроить сложившееся стереотип поведения, привычки, привязанности, которые формировались до этого 2-3 года. Новый режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения – все это приводит к стрессу ребенка, который может выражаться в нарушении аппетита, сна, эмоционального состояния, повышения температуры тела. Как следствие, выше перечисленные причины приводят к снижению иммунитета, ухудшению физического развития ребенка, потери весу и даже заболеваниям. В итоге, некоторые родители, принимают решения забрать ребенка из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться.

Все эти явления временные. Выделяют три типа адаптации – легкую, средней тяжести и тяжелую. Легкая адаптация длится 2-3 недели, эмоциональное состояние по мере привыкания к новым условия нормализуется достаточно быстро. Для адаптации средней тяжести характерно более медленная нормализация эмоционального состояния, на первых этапах ребенок часто болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе важно поддерживать ребенка, не показывать свою тревогу, не обсуждать негативные моменты, связанные с детским садом и, главное, не делать скоропалительных решений., необходимо держать себя в руках. При тяжелой адаптации привыкание к новым условиям длится очень медленно, восстановление эмоционального состояния может затянуться на несколько месяцев. При таком развитии событий ребенок может переносить повторные заболевания, часто с осложнениями, могут возникать нарушения поведения – стараться спрятаться, уйти куда-нибудь, подолгу плакать, сидеть в приемной и звать маму и т.п. У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится признать «несадовскими». В этом случае необходимо проконсультироваться со специалистом-психологом.

 

Основные факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода

• Возраст ребенка. Самым сложным возрастом принято считать от 1 года до 2,5-3 лет.

• Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Проще трудности социальной адаптации переносит здоровый, хорошо развитый ребенок.

• Характер ребенка или индивидуальные особенности. В первые дни пребывания все дети ведут себя по-разному, даже одного возраста и пола. Кто-то с первой же минуты плачет, не идет на контакт, выражает бурные протесты. Но проходит неделя и поведение в корне меняется: ребенок идет на контакт, играет, с удовольствие ест и выполняет просьбы взрослых. Сценарий может быть и диаметрально противоположным, когда в первые дни ребенок внешне спокоен, а в следующие дни с трудом расстается с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих вариантах является нормой.

• Уровень развития адаптационных механизмов. Дети, которые чаще попадали в условия, где требуется проявление новых форм поведения, легче привыкают к дошкольному учреждению. Таким образом, помните, что поход в гости к родственникам, друзьям, путешествия на недалекие расстояния, это не просто нескучное времяпрепровождение, но и тренировка адаптационных способностей вашего ребенка.

• Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т.п.).  

Что же должны делать родители?

Режим и самообслуживание

Заблаговременное знакомство с режимом детского сада облегчает привыкание ребенка к новым условиям детского сада. Постарайтесь заранее узнать расписание приема пищи, дневного сна, прогулки в вашем саду и максимально приблизить условия воспитания малыша к ним. Постарайтесь быть внимательным и чутким к малышу, ваша поддержка ему необходима сейчас больше всего. Довольно часто простая проблема несамостоятельности ребенка может стать одной из главных причин трудной адаптации к детскому саду. Необходимо научить малыша пользоваться унитазом, спускать воду, обращаться самостоятельно ложкой и вилкой, сморкаться в носовой платок и др. Кроме обучения элементам самообслуживания, можно еще предпринять действия, которые просто упростят ему жизнь. Простая стрижка, удобная одежда без пуговиц и сложных застежек, обувь на липучках – все это здорово поможет ему в самостоятельном решении бытовых проблем.

Знакомство с детским садом

Ребенок, безусловно, испытаем меньший стресс при первом посещении детского сада, если уже будет знаком с ним. Бывает очень полезно предварительно познакомить ребенка с группой, площадкой, территорией детского сада. Расскажите, что делают дети в группе, во что они играют, как проходит прогулка. При знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша. Дайте время малышу спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть. Такой подготовительный процесс лучше начать пару недель до начала посещения сада. Заранее узнайте имя отчество своих воспитателей и выучите их с ребенком, это поможет преодолеть коммуникационный барьер. 

 

Время пребывания

Время пребывания малыша в детском саду следует увеличивать постепенно.

Специалисты рекомендуют такую схему:

• Первые два дня оставлять ребенка на несколько часов, придите к дневной прогулке, погуляйте вместе на площадке и уйдите домой обедать.

• В 3-6 день увеличить время пребывания до дневного сна, оставьте на обед, но не оставляйте еще на сон. Помните, что находится в группе с ребенком, играть с ним, кормить не стоит. Должно быть четкое разграничение дом и детский сад, как у малыша, так и у родителей.

• Со вторника второй недели оставьте малыша на сон, до полдника.

• Со вторника третьей недели можно оставлять ребенка на целый день.

Всегда необходимо делать скидку на то, что время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. У вас может быть свой график адаптации.

Навыки общения со сверстниками

Находясь в обществе, любом человеку не обойтись без общения. Поэтому, малышу будет проще, если он знает, как надо общаться со сверстниками, как просить игрушки, что необходимо делиться, что надо проявлять терпение и прежде ждать, пока другой человек поиграет и т.п. Если вы приходите за малышом во время прогулки, то торопитесь домой, погуляйте на площадке вместе, посмотрите, как гуляют дети.

Дневной сон

Необходимость спать к новой обстановке, в «чужой» кроватке – вызывает у ребенка стресс такой же сильный, как необходимость расставания с мамой. Сон – это время когда человек теряет контроль и в этот период он должен чувствовать себя безопасно и спокойно. Поэтому в первые дни не рекомендуется оставлять малыша на сон. Смягчить стресс самостоятельного сна в детском саду можно любимой мягкой игрушкой ребенка, так называемой «мамозаменителем». Своя родная пижама, предметы из дома, любимые книжки – все это дает ощущение защищенности малыша, напоминает ему о доме.

Разговаривайте с ребенком

Поддерживайте малыша, оказывайте ему эмоциональную поддержку, показывайте значимость его нового статуса. Разговаривайте в ребенком о жизни детского сада. Хвалите его, слушайте, удивляйтесь, радуйтесь. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.

  

Оцените материал
(1 Голосовать)
Рейтинг@Mail.ru