Массаж — один из видов пассивной гимнастики. Он способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата, оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж способствует укреплению не только мышечной, но и кровеносной системы, улучшает обмен веществ, оказывает большое влияние на развитие психики малыша. Воздействуя не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на весь организм в целом, массаж укрепляет здоровье ребенка.
У детей применяют следующие приемы массажа:
- 1) поглаживание,
- 2) растирание,
- 3) поверхностное и глубокое разминание,
- 4) легкое поколачивание,
- 5) вибрацию.
Каждый из перечисленных приемов массажа оказывает различное физиологическое действие.
Поглаживание в виде легких скользящих движений по коже ладонями или тыльной поверхностью рук способствует расширению сосудов и улучшению циркуляции крови и лимфы в коже. Кроме того, поглаживание оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, снимает болевые ощущения, а также содействует нормализации функции дыхания и сердечно-сосудистой системы. Поэтому если ребенок с возбудимой нервной системой плохо спит, то поглаживание поможет ему быстрее заснуть, и сон его будет глубоким и длительным.
Растирание проводится с большим давлением, чем поглаживание. При этом повышаются тонус и эластичность глубоколежащих мышц, улучшается их сократительная способность.
Разминание — группа приемов, направленных прежде всего на проработку мышечной системы ребенка. Делается с большим усилием и давлением на ткани, чем предыдущие приемы, но при этом ребенок не должен испытывать неприятных ощущений и тем более боли. Разминание должно быть совершенно безболезненным!
Непродолжительное разминание расслабляет, ткани и мышцы, делает их более эластичными, улучшает кровоток.
Продолжительное разминание, наоборот, может повысить сократительную способность мышц и их тонус. Все зависит от задач массажа, проводимого конкретному ребенку.
Поколачивание — более сильный прием массажа, чем растирание и разминание. Его осуществляют тыльной поверхностью вначале одного пальца, потом двух, а затем трех и четырех пальцев (поочередно обеих рук). Поколачивание оказывает в основном рефлекторное действие. Оно повышает возбудимость периферических нервов (чувствительных, двигательных, секреторных), улучшает кровообращение и деятельность внутренних органов, питание глубоколежащих мышц. Под влиянием этого приема массажа углубляется дыхание и учащается пульс.
Вибрация — это наиболее сильнодействующий вид массажа. Он рефлекторно действует на внутренние органы, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, улучшает питание тканей. Поэтому этот прием используют в целях стимуляции деятельности нервно-мышечного аппарата и воздействия на внутренние органы для усиления обмена веществ. Назначают вибрацию главным образом детям с избыточной массой тела.
Основным видом массажа у детей раннего возраста является поглаживание. Именно поглаживанием обычно начинают и заканчивают комплекс массажа, а также перемежают другие виды массажа. Различные приемы массажа оказывают неодинаковое действие на нервную систему. Поглаживание, растирание и разминание успокаивают нервную систему, усиливают тормозные процессы, а поколачивание и вибрация способствуют усилению возбудительных процессов. Неодинаковое действие оказывают различные виды массажа и на мышечную ткань. Поглаживание, растирание и разминание расслабляют мышцы, а поколачивание и вибрация сокращают их. Все виды массажа обычно чередуются с физическими упражнениями. В возрасте до одного года массаж проводят всем детям, а старше одного года — только по показаниям ослабленным и часто болеющим детям.
Особенности проведения детского массажа
1) У детей раннего возраста кожные покровы нежные и легко ранимые, поэтому при проведении массажа нельзя применять вазелин и тальк.
2) Перед массажем необходимо тщательно вымыть руки, ногти на руках должны быть коротко подстрижены, руки обязательно должны быть теплыми, так как при прикосновении к телу ребенка холодными руками возникает отрицательная эмоциональная реакция.
3) Наиболее целесообразно проводить массаж в комнате при температуре 20- 21 °С и выше.
4) Начинать массаж рекомендуется не ранее 40-45 минут после еды.
5) Ребенок должен находится в абсолютно спокойном состоянии.
6) Массаж проводится на столе, куда кладется вдвое сложенное байковое одеяло, сверху клеенка и пеленка. На время процедуры ребенок должен быть полностью раздетый.
7) Массировать следует по направлению тока лимфы: на руках — от кисти к плечу, на ногах — от стопы к бедрам, живот — по часовой стрелке.
8) Во время массажа ребенок должен находиться в горизонтальном положении со слегка согнутыми конечностями.
9) Движения массажиста должны быть щадящими, особенно в области суставов, печени, почек; половые органы не массируют.
10) Начинают массаж с передней поверхности ног, а затем и рук, далее переходят к массажу живота и груди. В заключение делают массаж задней поверхности тела и конечностей.
В статье «Техника выполнения массажа для детей до года» приведены основные приемы проведения массажа детей до года.
По материалам книги
Кирова Г.А. "Справочник по массажу"